21 августа 2013 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося драматурга, классика русской и советской драматургии Виктора Сергеевича Розова. В этот день был показан телефильм «Легенда века» по телеканалу «Просвещение» (автор и режиссёр Дмитрий Власов).
В связи с предстоящим торжественным вечером Совет старейшин, Попечительский совет Фонда, а также Президиум Международной Академии театра выпустили:
- фильм о Викторе Розове «Легенда века» и широко показать его по телевидению (автор и режиссер Дмитрий Власов);
- телевизионную передачу «Духовное завещание Виктора Розова» (автор и режиссёр Дмитрий Власов);
- буклет о деятельности Виктора Розова в нашем Фонде с эксклюзивным текстом;
- знак с барельефом Виктора Розова.
Солдат Великой Отечественной войны, драматург, чьё имя стало символом оттепели, он из тех, кого называли совестью нации. Тем, кто воспитывался на его пьесах, помог увидеть в жизни главное: «Можно не быть нефтяником или хлопкоробом, политическим деятелем или артистом, но нельзя не быть хорошим человеком».
Он прошел самые страшные – военные – годы. И вышел из них с простым и ясным пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо. Этого понимания, оптимизма, ясного осознания, что мы пришли в этот мир в добрый час, так не хватает сегодня. Сегодня, когда из театра часто уходишь униженным, оплеванным, а то и больным, вечно живые пьесы Розова нужны, как глоток кислорода. Не случайно с его именем связана история молодого «Современника». Не случайно его пьесы долгие годы составляли основу репертуара Центрального Детского театра. Быть может, спасшие некогда нас от пафосного вранья на сцене и в жизни, теперь они спасут новые поколения от чернушной «правды»? Сегодняшнему меркантильному и прагматичному времени так нужны благородные, бескорыстные, умеющие любить и дружить «розовские мальчики».
Творчество Розова стало театральной летописью времени на протяжении полувека; в нем отражены и будни войны, и годы «оттепели», и годы застоя. Он привёл с собой новых героев – «розовских мальчиков», юных правдолюбов, ставших символом 50-60-х годов, взрослевших и менявшихся вместе со временем и страной, но не расставшихся, как и их автор, с идеалами своей юности.
Розов был совестью нашей общественной жизни, литературной и театральной среды. Честность и прямота его взгляда, бесстрашный вызов лжи, лицемерию, ханжеству, перерождению некогда добрых начал человека делали его пьесы небезопасными для властей и нередко осложняли их судьбу. Тем не менее эти пьесы — «Страница жизни» и «В добрый час», «В поисках радости» и «Неравный бой», «Перед ужином», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «В дороге» и другие — шли повсеместно, переводились на множество языков, становились событиями в искусстве; на них выросло не одно поколение превосходных актеров и режиссеров. В творчестве Анатолия Эфроса и Олега Ефремова, Георгия Товстоногова и Михаила Ульянова, Валентина Плучека и многих других розовские спектакли были важной вехой развития. Пьесой Розова «Вечно живые» открылся театр «Современник»; по ней Михаил Калатозов создал свой фильм «Летят журавли», ставший классикой мирового кинематографа.
Розов – лауреат Государственных премий СССР и премии Правительства Москвы «Легенды века», кавалер трех орденов Трудового Красного Знамени, орденов Дружбы Народов, Великой Отечественной войны 1-й степени, Заслуги перед Отечеством 3-й степени и Знак почета, академик Международной Академии театра, почетный гражданин Костромы.
В пору 100-летия Виктора Розова его, конечно, будут вспоминать в нашей стране; будут новые спектакли, публикации, фестивали. Творчество его и круг связанных с этим проблем широки, у каждого, как говорится, свой Розов – и свой подход к нему, свое право. Особое право – у Регионального благотворительного фонда имени Смоктуновского Президентом которого Розов был 10 лет, с 1994 по 2004 годы, до последних дней своей жизни. Сам уже не молодой человек, сознавая необходимость помощи ветеранам, Виктор Сергеевич в то же время думал о молодёжи. Лучше многих понимал, как нужна поддержка на пороге жизни, как важно, чтобы начинающий путь в поисках радости, не разуверился, не оступился, не изменил призванию, получив возможность развить свой талант. Отметивший в ушедшем году своё 20-летие Фонд им. И.М. Смоктуновского «Золотой Пеликан» этих заветов не забывает. Виктор Сергеевич был истинным руководителем Фонда, его идеологом, участником всех его значительных дел, в том числе – пяти Московских международных телевизионно-театральных фестивалей, в качестве председателя жюри. С его именем связаны и создание Международной Академии театра, и благотворительные акции Фонда.
По сей день в Фонде продолжают работать люди, которые хорошо знали и хорошо помнят выдающегося драматурга и прекрасного человека. Достойно почтить его память – наша потребность и долг, но дело не только в этом. Сегодня мы остро чувствуем, что без «моральных скреп» здоровое общество существовать не может; что отсутствие идеалов, духовных начал опасны для всех, особенно для молодого поколения.
Гуманизм, доброта, сострадание, нетерпимость к злу – основа творчества Розова; послание, с которым он обращался к людям и к молодежи прежде всего. Поэтому творчество Виктора Розова и память о его личности так остро необходимы сегодня.